ПОЧЕМУ ДЕРЕВО?
Принято говорить, что ребенок выбирает деревянную игрушку, такую теплую
и симпатичную. Интуитивно он чувствует ее первобытную прелесть: подавай
ему кубики вместо барби, деревянную лошадку вместо трансформера. Впрочем, мы знаем, что это не так! Пластиковая аляповатая игрушка привлечет
внимание ребенка гораздо сильнее скромного дерева. Тем более, если она
еще и мигает, крутится и верещит!
Маленькие дети не самостоятельны в своем выборе. Что им дадут, тем
они и будут пользоваться. Детей привлекает всё яркое, шумное – так устроено
их сознание. Им невдомек, что красочный пластик – это ненатуральный
и токсичный материал. Что внешность и мелодия игрушки карикатурны. Что
подобная игрушка сделана чужими равнодушными руками, только ради получения
прибыли. И что она уводит человека от гармонии с природой и с самим
собой.
Зато понять это могут родители. И сделать собственный выбор. В старые
времена родители привозили с ярмарки (или делали сами) игрушки из дерева,
глины, ткани – потому что не было других материалов. Почему же многие
родители XXI века стали опять покупать своим детям деревянные игрушки?
Одно время модным стали искусственные материалы и формы, но люди быстро
разочаровались – и стараются вернуться к природе. Жители Европы всё
чаще делают интерьеры из дерева, лучше даже некрашеного. Как можно меньше
пластика! - это и есть настоящий «евроремонт». А к игрушкам – особое
внимание. Ведь они отвечают не только за здоровье ребенка, но и за формирование
его личности. Поэтому сюда лучше не допускать штамповки с навязчивым
“made in China”. Ребенок стремится познавать мир через естественные
образы – зверей, птиц, растения. А когда эти образы облачены в искусственные
материалы, возникает дисгармония: цветок из пластика.
Вдобавок многие современные игрушки лишают ребенка способности фантазировать,
придумывать роли. Ему навязывают «профессиональные фантазии», чужой
«креатив», готовые решения. А для развития детской души необходимо придумывать,
воображать. Вот почему многие прогрессивные направления педагогики используют
самые простые игрушки, пробуждая креативность и мышление ребенка.
Дерево называют «экологичным» материалом - что стоит за этим словом? Во-первых, дерево не выделяет такого «букета» токсичных газов, как пластик
или ДСП. Во-вторых, дерево близко человеческой природе. Но не столько потому,
что его предком была некая «обезьяна, которая слезла с дерева», а потому,
что дерево в течение всей истории человеческого рода помогало и спасало.
Люди спасались на ветвях от хищников, делали из него жилища, инструменты,
оружие, получали топливо для костра. Так дерево вплелось в генетическую
память, и человеку нравится форма его кроны, шелест листьев, фактура
и запах древесины. В-третьих, чуткие люди ощущают, что деревянные вещи содержат глубину
и энергетику, недоступную пластику, потому что в них вложена сила рук
и доброта сердца.
Деревянная вещь проста только на первый взгляд. Если присмотреться,
это глубокий омут информации. Она хранит и замысел одного мастера, и
традицию многих поколений, а в ее годичных кольцах записана история
целого века, пока оно росло, впитывая энергию солнца и вещества тысячелетней
почвы. Наконец, в клетках дерева, в их генах, содержится информация,
которая накапливалась в течение миллионов лет эволюции.
Впрочем, можно обойтись и без такой космической философии. Просто сказать,
что обработанное дерево – красивый, приятный на ощупь, теплый материал.
А стильная деревянная игрушка – славная вещица, которая нравится и детям,
и взрослым.
Простота игрушки – фантазия ребенка Раньше простые игрушки получались от простоты технологий. Сегодня появились
компьютеры, лазеры, новые материалы. Можно делать модели с любой детализацией.
Однако простая деревянная игрушка все равно остается востребованной.
Чем же она хороша? Только ли цветом и фактурой древесины, тем, что не
ломается? Когда-то деревянная игрушка служила символом связи поколений. Родители
передавали детям секреты своего мастерства в рукоделии – и традиции
своего рода. Потому и сам труд, и его плоды сохраняли зерно одухотворенности,
отличающее «народные промыслы» от заводских изделий, а старинные вещи
- от новодела. В семейном труде появлялась возможность общения отцов
и детей - то, чего нам порой так не хватает в городской жизни. Нередко
отец делал только заготовку игрушки, а сын должен был вырезать детали,
покрасить, оживить! То есть участвовать в процессе изготовления. Это
развивало умелость и ответственность. Сделать что-то своими руками –
интересно, но и непросто. Много ли современных детей могут сделать хотя
бы кораблик из газеты? Современные «игрушки из супермаркета», это обычно готовые дизайнерские
решения, которые подавляют практическое и творческое мышление. Допустим,
мальчишке купили долгожданную фигурку, персонаж из «Звездных войн».
Это для него «мастер Йода», значит, он будет вертеть лазерным мечом,
биться, прятаться в болоте и говорить мудрые вещи. Почему? Да потому,
что таков сценарий! Не надо тратить энергию, чтобы придумать персонаж,
его характер и судьбу – это уже сделали профессионалы. Разумеется, ребенка гораздо сильнее привлекают узнаваемые бренды, все
эти «человеки-пауки», ведь они поданы с большим мастерством. Но тем
самым навязывается готовый образ. А ведь дети должны учиться проявлять
самостоятельность, развивать творчество. Это предписано самой природой.
И они стремятся быть самостоятельными и вести творческий поиск: разобрать
игрушку, изрисовать книгу, может быть, налить одеколон в борщ. Очевидно,
родителей такая самостоятельность вряд ли устроит. Однако если действовать
запретами и наказаниями (порой в очень мягкой, но настойчивой форме),
едва ли вырастет сильная личность. Не лучше ли направить детскую самостоятельность
в правильное русло? Оказывается, стимуляция детской самостоятельности и воображения – это
коммерчески выгодно. Например, конструкторы типа «Лего» приобрели огромную
популярность – отчасти потому, что под сложным обликом моделей и фигурок
они скрывают простые типовые детали. Это и дешевле в производстве, и
интереснее для ребенка. Нередкая картина: покупается (после долгих просьб)
модель какого-нибудь «лего-звездолета». Ребенок счастлив, папа горд:
собирают вместе, по инструкции. Но проходит несколько дней, и – «Где
же звездолет, что я тебе купил?» - «Я собрал из деталек дом для пилотов!»
И вот уже дорогая игрушка пополнила кучу «обломков», из которых ребенок
громоздит что-то нескладное, но зато своё. Впрочем, не вполне своё.
Ведь эти пластиковые детали не дают себя ни подпилить, ни подкрасить.
И еще один момент: каждая деталь подписана, на ней поставлен копирайт.
«Мы принадлежим не тебе, а корпорации», - будто говорят они ребенку
– языком неродным. А ведь маленький человек остро чувствует «свое» и
«родное». Зато деревянная игрушка может дать ощущение причастности к
родной земле, к традициям. А если она доделана своими руками, то и сама
входит в пространство семьи ребенка. Но при этом игрушка не должна быть
сделана слишком хорошо, слишком тщательно. Иначе она превратится в скульптуру,
экспонат, которому место на полке. Так стоят на полках сборные модели
динозавров или насекомых «из рёбер», как сказал один мальчишка. Он не
играл ими, потому что в руках рассыпаются, а только коллекционировал.
ПРОСТОЕ – ДАЕТ ПРОСТОР!
|
|
Дети любят играть. Дети любят рисовать. А с
игрушками «ЭКОВАСИЛЁК» дети могут и рисовать, и играть одновременно. Можно
раскрасить игрушку так, как хочется! А на следующий день перекрасить ее
в другой цвет: вчера у ребенка был красный паровозик, а сегодня он уже синий,
а завтра будет зеленым в желтую полоску. Процесс игры и цветных фантазий
чрезвычайно захватывает малышей! Да и родители не остаются в стороне, раскрашивая
голубых щенков и фиолетовых коров… |